Главная » Статьи » Перипетии возраста. » Дети |
Сцена. Яркий свет. Смешной клоун с разрисованным лицом и серебряными рожками раздает детям звезды из фольги. Малыши стоят раскрасневшиеся и взволнованные, потому что только что выступали, пели с микрофоном перед тысячной аудиторией. Правила таковы. У кого на шее окажется 10 звезд (это решает жюри), тот проходит в финал. У кого меньше, тот, увы, на этом этапе сходит с соревновательной дистанции, хотя и получает некоторое утешение - диплом 2 или 3 степени. Вот девочка в золотисто-красном народном одеянии. Она пела замечательно, но у нее лишь девять звезд - чуть-чуть не дотянула, и ей слегка досадно. У тех, у кого по 4 и 5 звездочек, чувствуют себя, прямо скажем, не в своей тарелке. Такими мизерными баллами комиссия показывает, что номер совсем не понравился – либо ребенок фальшивил интонационно, либо, с точки зрения жюри, выступление просто «не катит». За откровенно пошлые номера также снижают отметки. Что касается среднего варианта - 6, 7, 8 звезд, то он действует на детей по-разному. Тот, кто претендовал на большее, готов почти что заплакать - и это видно, ведь дети не умеют прикидываться. А новички, которые впервые появились на сцене, вполне довольны результатом и лучезарно, хоть и с некоторой растерянностью, улыбаются. Во всяком случае, не в арьергарде! Кто же эти молодые вокалисты? Сложившиеся артисты? Или это только лишь будущие певцы? И насколько соответствует реальности названия известных Санкт-Петербургских детских фестивалей - «Восходящая звезда», «Эдельвейс»? Действительно ли молодые музыканты, танцоры и певцы восходят к вершинам мастерства и признания, опираясь, как на ступени, на конкурсы вроде «Первых шагов» и «Дня Рожденья»? Кто-то считает, что слава в детском возрасте вредна. Малышам, если они собираются чего-то достичь, еще учиться и учиться. А тут получается, что эти «звездочки» - вроде как готовые музыканты. Они уже не просто приобщаются к миру музыки и поют «для себя», но начинают в полном смысле слова «лабать». И где? На презентациях и городских праздниках, кстати сказать, принося немалую выручку сначала толстым дядям и тетям, ну, а потом, если повезет, и себе. В итоге - ранний выход на какие-то чуть ли не ресторанные подмостки. Детский джазовый коллектив из пригорода Санкт-Петербурга. Чудо! Малышня импровизирует не хуже состоявшихся музыкантов! Но некоторым взрослым, в том числе и джазменам, этих детей почему-то немного жаль. Ребята 7-12 лет уже понюхали запах славы и признания, вкусили плод успеха. И неудивительно, если в их сознании появятся признаки «звездной болезни». (Может, и не появятся наперекор всем создавшимся для этого условиям… Ничего нельзя утверждать с уверенностью). А неумные взрослые порою только подогревают развитие гордыни - этого латентного недомогания, постоянно охая и ахая: «Какой талантливый ребенок! Какие удивительные импровизирующие дети!!!» В итоге музыкального (или личностного) прогресса порою не наблюдается, ведь в детской головке зарождается поспешная и растлевающая мысль: «Куда двигаться? Чему учиться? Я и так уже «ого-го!». А джаз, как стиль структурированный, логический, наверное, существует в большей степени все-таки для взрослых. И вообще, если говорить о музыке в целом, то, наверное, только зрелая личность может стать настоящим музыкантом. Можно ли сказать, что дети, которые еще далеко не закончили свое обучение, являются созревшими личностями? Вряд ли. А бедное дитя уже запускают в обойму – готовый музыкант, иди, работай! Заодно получи, малыш, грамоту, в которой написано, что ты уже - «суперзвезда»! Как на душу ребенка может подействовать сей факт? По-разному. Наверное, это в огромной степени зависит от духовной стойкости ребенка и от его нравственного состояния. «Хорошее» и «плохое» перемешаны тонко. Дети, впервые оказавшиеся на большом эстрадном конкурсе, поражены красотой костюмов, удивлены обилием голосистых и артистичных участников программы – своих ровесников. Юные музыканты видят воочию, что востребованы, они приобретают вес и значительность в своих глазах и в восприятии взрослых, не так как в обычной жизни. У детей появляется чувство собственного достоинства, уверенность в себе и в своих силах. И, вероятно, все эти приобретения для ребенка не так уж и плохи. Это, наверное, даже хорошо. Ведь согласитесь, лучше быть увлеченным и участвовать в конкурсе, чем тупо сидеть у крыльца под грибком, ковыряя в носу, или, по обезьяньи висеть на дворовых лестницах все свободное время. А тут, на сцене, при свете рампы у ребенка радуется душа, ведь он принимает участие в таких великолепном ярком действе, открывает в себе музыкальные способности, слушает других! Жизнь поворачивается к нему пестрыми, насыщенными красками! Но есть, конечно, и издержки. В мире шоу-бизнеса, в творчестве, в сфере искусства, как это ни печально, рядом с прекрасным живут и процветают весьма распространенные и прилипчивые человеческие грехи - гордыня, тщеславие, уныние, обман и зависть. В суете репетиций, в погоне за призами порою не видно главного. А педагоги и руководители подогревают: «Скорее, скорее, вы должны выучить! Обязательно нужно блеснуть!» А зачем это – «блеснуть»? Чтобы получить диплом или грамоту? Ну, да, интересно… До поры, до времени. А пройдут юношеские годы, и эти грамоты и дипломы станут не более чем запылившимся хламом, слегка напоминающим шумное детство. А где же накопленные глубокие знания? Где выработанные сильные черты характера? Где личность? В детстве идет процесс накопления. И самое главное достижение для певца, для юного актера или для любого другого ребенка – не грамота или победа в конкурсе, а выработка таких интеллектуальных и душевных качеств, которые станут хорошей базой - умение радоваться жизни, трудолюбие, стремление к познанию, желание знакомиться с новым, духовность и доброта. Эфемерность славы. (А судьи кто?) Когда мы размышляем на тему «эстрада и дети», в голове порою возникает вопрос: «Хорошо ли это для ребенка?» Педагоги больше заботятся о том, как выступят подопечные, как покажется коллектив. Композиторы и поэты хотят выигрышнее подать материал. Родители зачастую балуют свое чадо, соглашаясь, да, ты и только ты – настоящая «звезда»! И редко, кто в этой суетливой, праздной ситуации думает о психике, о душе ребенка, о воспитании важных человеческих качеств, таких как стойкость, объективность, терпение. Вот с этой стороны детский шоу-бизнес весьма рискованное занятие. Эстрада опасна для маленького артиста, который завтра, возможно, попадет в обманные сети легкого успеха. А на самом деле, что такое - «звезда» или «не звезда»… Какая разница, что вписали в «грамоты» и «дипломы» пахнущие духами тети – устроители фестиваля? Жюри решает, кому дать победу, а кого отставить в сторону. Но ведь это все очень субъективно! Кто-то стал победителем в одном конкурсе – всех покорил и единственный сумел выиграть поездку в Финляндию, певца единогласно окрестили «Российский Робертино Лоретти». А на другом фестивале его даже не пропустили в полуфинал – «Чего кричит, как ошпаренный?» Так что мнения судей очень и очень субъективны. Это надо понимать родителям, а ребенку разъяснить, что кроме него много других талантливых и способных детей, и он - не один такой яркий. Радуйся, что попал в замечательное место, где столько поющих, очень разных детей. Наблюдай, учись! Судьи – не основной критерий. Если выиграл – прекрасно! Но особо обольщаться не стоит. Мало ли, может быть, просто подошел форматом. А если проиграл – не стоит отчаиваться. Ведь зато получил массу впечатлений и увидел новое! Невроз как срыв. Немаловажен тут вопрос, связанный с детской психофизиологией. Какова акцентуация характера человека, который вышел на сцену и взялся за актерское мастерство? Каков нервный статус этого маленького вокалиста? Способен ли он выдержать те нагрузки, которые наваливают на него обязательства артиста? И что с ним будет при перенагрузке? Как отличить, когда ребенок ленится, а когда – на грани нервного или физического срыва? И не провоцируют ли порою воспитатели и педагоги у своего ученика невроз – заболевание, появление которого вполне возможно не только у взрослых, но и у детей? И.П. Павлов квалифицировал невроз как срыв высшей нервной деятельности вследствие ее перенапряжения в сложной жизненной ситуации (обиды, разочарования, испуг). Появление невроза, зависит, с одной стороны, от имеющихся уже в характере особенностей (от того, как и куда акцентуирована личность), и от того, какие психотравмирующие факторы на ребенка воздействовали. Дети, как и взрослые, делятся по темпераменту и характеру. Чем отличается темперамент от характера? Про темперамент – холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик – нельзя сказать, хороший он или плохой. Это – данность, это с человеком от рождения. И зависит темперамент от силы и скорости нервных процессов, кратко говоря, от физиологии. Родился человек холериком, и суждено ему таким пробыть до конца своих дней. От этого никуда не денешься. А вот, что касается характера, тут все по-другому. Про характер мы ведь уже вполне можем сказать – положительный он или скверный. И если темперамент дан от рождения, то характер, хоть и базируясь во многом на темпераменте, все-таки складывается годами. Из одного и того же холерика может вырасти либо человек нервный, раздражительный и несправедливый, либо - подвижник, гений и альтруист. И все это уже будет зависеть далеко не только от первоначального темперамента (силы или слабости нервных процессов), а и от массы факторов – от семейного настроя, от жизненного опыта, от талантов, от формирования личностных и духовных ориентиров. У детей характер достаточно заметно видоизменяется в течение лет. Из трехлетнего «ангелочка» малыш превращается в самовольного семилетнего «чертенка». Потом наступает этап «маленького профессора». А после уже непонятно что… Метания пубертатного периода на полную катушку! Ведь именно на этом этапе взросления все углы человеческой натуры выпирают с особенной силой. Тут тебе и темперамент, и все «прелести» характера, и максимализм, и неуемность. Именно в подростковом возрасте акцентуации (неустойчивый, демонстративный, лабильный, застревающий характер…) проявляются особенно резко. Ну а потом при удачном стечении обстоятельств жизни все как бы вуалируется, успокаивается, и человек становится «нормальным» - как все. Так вернемся же к нашей теме «детского шоу-бизнеса». Если подумать о детях, когда они атакуют вершины Музыкального Олимпа, с точки зрения их складывающегося характера. Что происходит с их нравом? Если взять детей с демонстративной акцентуацией, то выход на сцену для них – способ лишний раз доставить себе удовольствие – оказаться на виду, привлечь к себе внимание. На эстраде он чувствует себя как рыба в воде. Дети с неустойчивым или застревающим, вязким характером могут не перенести адекватно провала на сцене. У циклоидного типа неудача, вместо желания «преодолеть все препятствия», может появиться затяжная депрессия. Ну а подросток с сильным характером будет двигаться вперед при любом стечении обстоятельств. Руководители и родители, которые провоцируют детей работать в шоу-бизнесе или атаковать музыкальные заведения, не всегда следят за их психофизиологической составляющей. И порою духовную опустошенность или усталость расценивают как лень и упрямство. Они, закрывая глаза на душу ребенка, заставляя его делать то, что порою человеку с определенной акцентуацией характера нежелательно или даже противопоказано. И в итоге - психологический срыв, личностный крах, провал, ощущение полной несостоятельности и, самое обидное, стойкая ненависть у повзрослевшего ребенка к музыке и пению. После окончания музыкальной школы или «неудачного» конкурса захлопывается крышка рояля, и ни в чем не повинный инструмент покрывается сантиметровым слоем пыли. А искусство-то здесь не причем. И все-таки, зададимся вопросом, так ли, на самом деле, вреден выход детей в качестве музыкантов на сцену? Опасны ли аплодисменты, похвалы и дифирамбы? Губителен ли для детской души успех? Вопрос неоднозначный. Можно было бы смело сказать «да, губителен!» и поддержать противников славы в детском возрасте, если бы не было примера из жизни маленького Вольфгана Амадея Моцарта, который в самом раннем возрасте давал концерты и имел неимоверный успех. Но многие скажут: «Так то Моцарт! А эти детки же не «моцарты»!» Да, возможно, эти детишки - не «моцарты» и на «бахи». Но вполне вероятно, что многие из них достаточно способны и перспективны как музыканты, и именно таким образом начинают свой творческий путь – вот именно с этих детских фестивалей вроде «Первых шагов» и «Утренних звезд». Родители будущих гениев. Надо сказать, что проблема часто вовсе не в самих детях, а в их родителях. Ситуация. Мама после не очень удачного выступления своей дочери (8 звезд – претендовали на большее) увещевает свое дитя, которое, насупившись, сидит в шикарном синем платье перед огромным зеркалом: «Ну, не переживай! Ты же сама знаешь, что могла лучше. Не все показала» И смысл сводится к тому, что, мол, ты – лучше многих и многих, просто не сумела их затмить по каким-то одной маме известным причинам. Таким образом, ребенок успокаивается. Вроде как настраивается на так называемую «здоровую конкуренцию» - я вам всем еще докажу! Бывают мамы, которые «разъясняют» расстроенному невысокими результатами ребенку, что «все куплено» до нас, места разобраны заранее, а кругом одни враги и вредители. Представьте себе, какие выводы появляются в голове, еще детской и неокрепшей, от неудовлетворенности родительницы. Согласитесь, учить ребенка вставать во вражескую позу по отношению к остальному миру в любом случае глупо и опасно. Детям, которые решили попробовать себя в жестком мире шоу-бизнеса, и их пробивным мамам необходимо понять то, что вокруг сцены крутится масса талантов. И как не трудно иногда признать маленькому артисту, соперники частенько оказываются не менее сильными, и также достойны получить первый приз, как и он сам. Да, другие порою поют хорошо. Но это не должно пугать. Ведь наоборот интересно вступить в борьбу с сильным противником. Но этого соперника нужно уважать, любить его пение, если оно того заслуживает. Многим родителям до такой позиции расти и расти. А дети, естественно, отражают, как зеркало, мнение своей мамаши, поэтому порою встают в забавную для ребенка позу – я «непризнанная звезда». Мотивация к сцене и соперничество. Маленькие дети живут по каким-то своим законам, и они намного менее тщеславны, если их сравнивать со взрослыми. Малыша не приманишь возможным успехом, как ослика морковкой. Тут нужны другие методы. Самый лучший способ привлечь ребенка – просто заинтересовать. Нравится ему деятельность – будет работать. Скучно – бросит. И никакое тщеславие его не заставит делать то, что, с его точки зрения, неинтересно и бессмысленно. У маленьких детей лет до 11 практически не бывает боязни сцены, если они начинают заниматься музыкой и выступать лет с 5-7. Чем позже начинают, тем чаще нечистая интонация пения, тем больше зажимов - стесняются выходить перед публикой. Получается, что для артиста крайне полезно начать пораньше выходить на сцену и выступать. У детей постарше, раннего и старшего подросткового возраста метания в душе уже присутствуют. И хорошо, если это будет, действительно, здоровая конкуренция, когда он приходит домой после репетиции и сидит у инструмента 3-4 часа – ему хочется также здорово играть или петь, как коллега из коллектива, успех которого вызывает восхищение и неуемное желание к нему приблизиться. Это - здоровая конкуренция. Но бывает, что червь зависти и ревности потихоньку пробирается в души детей, которые заняты сценой, и это всегда заметно. Дальнейшая творческая жизнь завистливого и ревнивого к чужому успеху подростка, вероятно, будет проходить уже, мягко говоря, под знаком не совсем здоровой конкуренции. Конечно, детский шоу-бизнес существует, и будет существовать. Он уже был во времена Бетховена и Моцарта. И никуда не исчезнет в наше время. Дети встречаются очень талантливые. Настоящие «моцарты» и «бахи»! И зарывать в землю способности и уже прекрасно наработанные навыки того же пения нет никакого смысла. Да, с одной стороны, надо учиться и учиться - в музыкальных школах, в эстрадных студиях, посещать кружки. Этого никто этого не отрицает. Но если говорить о музыканте-исполнителе, то для него важны такие вещи, как сценичность и умение себя преподнести. И чем раньше такие качества наработать, тем лучше. То есть выступать на сцене нужно уметь, как и играть в классе на фортепиано или петь в лесу у костра. Дети, вступившие на тропу шоу-бизнеса, тренируются, учась выступать. Ведь не возникает вопроса по поводу работающих «цирковых» детей или сыновей кого-то из артистов, играющих в драмтеатре. Выступление, умение участвовать в фестивалях и конкурсах, творческая активность – большая часть жизни исполнителя. И это все неплохо, потому что учит детей действовать в мире музыки, не боясь социальных преград и сцены. Но встает вопрос о том, что именно дети поют, и чем занята их голова. Низкопробный репертуар или «Тексты про «любовь – морковь». Хорошо известно, что детские вокальные коллективы нередко мучаются в поисках приличного репертуара. Когда-то были написаны превосходные детские произведения. Но петь только «старые песни о главном» невозможно. А исполнять шансоновскую пошлятину или нечто подобное уважающий себя коллектив не станет. Слабые стихи, третьесортная мелодия, никудышная обработка – в итоге песня никакая! А хочется воспитывать музыкальный вкус ребенка на лучшем, а не на блатном или цыганско-ресторанном репертуаре. Толкать детей, учащихся пению, к восприятию наихудших образцов российской эстрады, не хочется. Вот и рыщут руководители коллективов в поисках хорошего репертуара. Чтобы стихи были бы добротные, настоящие, чтобы музыка и интонации не попахивали кабаком, чтобы ритм и гармонии были свежими и не тривиальными. А композиторы и поэты попряталась в свои студии, и пишут, к сожалению, в основном только на заказ. Они тоже хотят выжить, мечтают заработать побольше, и их можно понять. Заказывают же музыку часто те, у кого есть деньги, но нет вкуса и достойного образования. В итоге детская музыкальная культура находится сейчас далеко не на самом высоком уровне. Хотя надо сказать, что есть неплохие детские поэты, которые и в наше время сочиняют качественные произведения. И в наше время есть композиторы, которые пишут песни не только на продажу, а и для души, рассчитывая на детское мировосприятие, стараясь в песнях и воспитывать и заинтересовывать. Правда, нередко это творчество не доходит до слушателя, поскольку средства массовой информации заняты по большей части рекламой и продвижением других образцов человеческой деятельности. Чувство локтя или «Радость творчества». В шоу-бизнесе также дело обстоит, как и с деньгами. Не деньги плохи, а сребролюбие. Не детские музыкальные фестивали и конкурсы опасны для детской души, а людские страсти и нечестность, которые вокруг них крутятся. Если маленький человек много работает, растет творчески, старается петь лучше, чем же плохи его выступления? Будет он вокалистом или нет, опыт сценической деятельности, отсутствие комплексов при выходе на сцену при любом виде будущей деятельности пойдут только на пользу. Победы оставят в душе островки счастья, а малые страдания, когда проигрывал, при правильном подходе закалят душу. Главное, в ситуации конкурса оставаться простыми людьми и постараться предельно дружески настроиться к окружающим. Не придавать победам или проигрышам такое большое значение. Все это, если вдуматься, суета сует. По этому поводу хорошо сказал протоиерей Владимир Рубинин: «Находясь в среде мирской сутолоки, необходимых неизбежных контактов с людьми, человек подвергается неупорядоченной многоконтактности. Не успев сосредоточится на одном, вынужден переключиться на другое. Отсутствие правильного ритма своей жизни, упорядоченного поиска решений (что главное и нужное), переориентация психической деятельности (от одной сферы к другой) приводит к одновременному разномыслию. Такой человек ничего не может довести до конца – ни дела, ни мысли. Здесь духовная энергия будет выражаться в виде ропота, неприязни к людям и упадничества, то есть растрачиваться в озлоблении и без пользы для души. При благоприятной душевной настроенности создается, прежде всего, правильный ритм жизни и деятельности человека, исключающий нервно-психические перенапряжения, делающий его сильным и мужественным в сложных ситуациях». Не стремитесь к славе, и тогда все получится! – советуют детям бывалые артисты. И они, наверное, правы. Надо не поддаваться страстям, нужно просто любить то дело, которым занимаешься. Когда-то давно Константин Сергеевич Станиславский сказал простую, но очень точную и верную фразу, в правильности которой я с годами убеждаюсь все больше и больше: нужно любить не себя в искусстве – «Ах! Каков я на сцене», а искусство в себе - «Как прекрасно, что я могу петь!» И понимание такой истины есть, действительно, радость и победа маленького артиста!
| |
Категория: Дети | Добавил: sazonova (13.04.2008) | Автор: Ирина Сазонова | |
Просмотров: 2850 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||
Подростки
[4]
Почему подросток взял в руки сигарету? Отчего у него дурная компания? Где он нахватался плохих слов? О профилактике наркомании в подростковм возрасте. Как договориться с подростком?
|
Дети
[2]
Все о детских забавах и играх. О детском творчестве и неповиновении, о причинах детской нервозности и об одаренности
|
Студенты
[2]
Какие проблемы сегодня мучают студентов? Где учиться? Как заработать? Как провести свободное время? Поиск себя в этой жизни - это важно для молодых
|
Малыши
[1]
Как развивается малыш? Арттерапия. Музыкотерапия. Игры и развлечения для самых маленьких. Учимся говорить. Заикание. Творчество в раннем возрасте.
|