Главная » Статьи » Перипетии возраста. » Малыши |
В психологии существует не совсем обычный метод коррекции поведения, и называется он - сказкотерапия. Работает такой вид психотерапии особенно наглядно при общении с детьми. На каком же языке еще можно найти духовную близость и взаимопонимание с малышами, как не на языке сказки? У многих, вероятно, может возникнуть вопрос, как же работать, к примеру, с малышом лет пяти-шести, используя «сказкотерапию»? Просто читать сказку? Да, совершенно верно, все начинается с самого обыкновенного чтения сказки. Но первое, о чем важно помнить, это то, что браться за сказку нужно непременно в благодушном расположении духа, и читать, желательно, настолько эмоционально, насколько позволяют актерские способности. Если сказка звучит выразительно, живо и с огоньком, то ребенку намного интереснее будет Вас слушать. Сказку необходимо выбирать по силам ребенка. Если малыш затих и слушает внимательно, то волшебная история явно доступна для его понимания. Если вертится и вздыхает, то, видимо, это еще не то произведение, которое стоит брать для чтения. Нужно найти что-то проще, более соответствующее возрасту и уровню восприятия. И если сказка будет выбрана точно, то ребенок обязательно заинтересуется и станет слушать час, или даже целых два. Когда у мамы или у воспитателя бурный конфликт с ребенком, которого наказывают за плохое поведение во время чтения сказки, то искать проблему нужно не в детях, а скорее во взрослых. Кто-то решает почитать 4-летнему малышу Андерсена, причем неадаптированный вариант - текст с мелким шрифтом и без картинок. И хотя выбор писателя замечательный, но для ребенку текст сложен для восприятия, он шумит и отвлекается. Воспитатель, вместо того, чтобы, сообразив, в чем его ошибка, сменить пластинку, напротив, еще строже прикрикивает на малыша: «Ну-ка, слушай, это же замечательный писатель и прекрасное произведение!» Взрослый, конечно, по-своему прав, но только «со своей колокольни». Детское ухо еще не способно реагировать адекватно на слова «ты должен, потому что это гениально и талантливо». Он таких слов-должников еще не воспринимает. Ему нужны картинки - яркие, простые образы, и главное, чтобы все было понятно и предельно ясно. Ребенок в случаях сложностей с восприятием неудобоваримого, трудного текста совершенно естественно начинает возмущаться и сопротивляться, ведь к его мнению не прислушиваются, а навязывают ему что-то непонятное. И возникает конфликт. А его можно было бы избежать, если бы сказка была выбрана по силам ребенка, в соответствии с его возрастом и развитием. ПЕРВЫЙ ШАГ – ЧТЕНИЕ СКАЗКИ. Добро всегда побеждает! А зло, умри ты с миром!… (из сочинений детей 5 лет) Итак, Вы читаете малышу сказку. Сказка сама по себе может играть роль воспитателя, объясняя, как нужно относиться к жизни, как видеть события, в ней происходящие. Ведь в волшебном мире порою можно найти решение многих вопросов. А, идентифицируясь с героями сказки, вполне реально посмотреть на свою жизнь как бы со стороны. В сказках, как правило, счастливый конец. Иногда это может стать базой, моделью такого поведения, когда при трудностях не киснут, а, уподобляясь сказочным героям, пытаются в непростых ситуациях найти наилучший выход. «Снежная королева» ретируется перед силой любви и верой в дружбу. Значит, есть способ справиться с жестокостью окружения там, где царит несправедливость? В сказке «Золушка» падчерица, несмотря на подневольную жизнь, не теряет надежды на счастье. И как награда, в ее жизни появляется принц – метафорический образ удачи. Доброе сердце и терпение не остаются незамеченными судьбой и вознаграждаются. Сказка учит – будь благожелателен к людям, и судьба тебе рано или поздно улыбнется. Сказки учат – выбраться можно из самой запутанной ситуации. И как радуется малыш счастливому и радостному окончанию волшебной истории. Проживая сказку, перевоплощаясь в сказочных героев, в колдуний и ведьм, в принцев и фей, дети (да и взрослые тоже) порою начинают улавливать в сказочных образах свои или чужие качества характера - упрямство, злость, смелость, терпение. И порою, проникаясь духом сказки, они, вероятно, в какой-то момент могут измениться к лучшему. ВТОРОЙ ШАГ – ОБСУЖДЕНИЕ СКАЗКИ. Некоторые дети ведут себя довольно активно при обсуждении сказки, и открыто раскрывают свое отношение к героям и к происходящему. Взрослому в этом случае важно выслушать внимательно мнение малыша, не останавливая его критическими замечаниями. Если быть слишком строгим и «умными» суждениями сокрушать наивные логические построения ребенка, то малыш со временем может замкнуться. Он перестанет верить в то, что может сказать что-то путное, и будет отмалчиваться. Если вам не нравятся рассуждения ребенка (например, слишком, агрессивные), то лучше указать на чрезмерную жестокость малыша не с осуждением в голосе, а с оттенком удивления. Постоянно же отрицать его мнение, как «неверное», может сыграть злую шутку – ребенок просто закроется, и в следующий раз свое мнение на всякий случай придержит - зачем лишний раз нарываться на осуждение или унизительную насмешку? Пусть малыш лучше открыто высказывает свое отношение к героям. Он должен быть твердо уверен в том, что ни одно из его высказываний по поводу сказки и происходящего не будет подвергаться осуждению. Тогда беседа по поводу сказки будет интересной и полезной. При обсуждении сказки можно задать вопросы самые разные. Например, такие: «Кто хороший, а кто плохой из героев?», «На кого бы ты хотел быть похожим?», «С кем не стал бы дружить?», «Кто получил по заслугам?», «За кого ты особенно рад?». ТРЕТИЙ ШАГ – РИСОВАНИЕ. Сказку можно и нарисовать. Иллюстрирование сказки – важный момент «сказкотерапии». Попросите у малыша нарисовать героев из сказки. Или предложите ему изобразить свое впечатление в целом от рассказанного, а может быть - самый запомнившийся момент. После того, как ребенок нарисует, можно обсудить то, что он изобразил. Почему именно этого героя, а не другого? Отчего использовал этот цвет и эти краски? Как расположены герои по отношению друг к другу? Куда они идут? А самый лучший вариант, если вы тоже принимаете участие в рисовании. Ребенку даете один лист бумаги, а сами берете другой. И принимаетесь за рисование сказки. Совместная деятельность с малышом – продуктивное занятие. Дети любят ощущать себя со взрослыми на равных. Обсуждение, что и как у кого нарисовано, может дать интересную пищу для размышления. Рисование, кроме всего прочего, снимает эмоциональное напряжение ребенка, которое, возможно, накопилось за день, хорошо успокаивает, отвлекает от тревожных мыслей. ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ – ТЕАТР. Далее, если есть желание и настрой, сказку всю или какую-нибудь ее часть можно проиграть в ролях. Вы решаете с ребенком, кто кем будет. Обычные предметы - шкаф, комод, коврик, стулья - «преобразуете» в скалы, дворцы, моря, а сами становитесь героями. Не обязательно весь текст проговаривать близко к оригиналу. Можно опускать не самые важные места в сказке, но обязательно акцентируйте внимание на ключевых моментах. Когда Вы чувствуете, что главное в сказке – борьба добра и зла, то обязательно обозначьте эту ситуацию, чтобы она не исчезла в общем сюжете и не утонула в мелочах. Бывает, что ребенку очень нравится исполнять роль командира в постановке. Это очень хорошо. Пусть берет на себя роль режиссера и ставит спектакль. Все остальные члены семьи пусть будут актерами. Сыгранная сказка станет одновременно и развлечением, и очень полезным для развития занятием. ДЕТИ СОЧИНЯЮТ СКАЗКИ. БЕЛАЯ ПЛАНЕТА. На Белой планете не было никакого цвета, кроме белого и голубого. Две луны. Одна на небе, а другая на земле. Небо родило дочь. Сильную, мужественную. Луна вдохнула и забрала в себя весь воздух планеты . Потом выдохнула, и вся планета покрылась голубым ветром. Луна говорит: «Иди, иди, дочка». Она пошла по звездам. Нашла себе планету, которая была вся в скалах. И лишь была маленькая деревенька. Она опустилась на скалы. Лишь только притронулась к скале, превратилась в кошечку. Потом полетела обратно к Луне, прикоснулась к ней сердцем, и сделалась опять человеком. Мать сказала: «Найди себе хорошего мужа». Она нашла хорошего молодого Змея Горыныча и поженилась. Вот и сказке конец. А кто слушал – молодец. (из сочинений детей 5 лет) Прочитанная ребенку сказка учит сопереживанию и духовным ценностям. Но когда дети сами выступают в роли сказочников, то они развивают в себе еще и такие качества, как фантазия, логика, внимание и наблюдательность. Ведь мир, который они придумывают – это их мир. Ребенок руководит придуманными героями и событиями по своей воле. И поэтому сказка – это не только способ преодолеть барьеры в общении и возможность лучше понять себя и других, но это еще и прекрасный способ само выразиться. И пусть что-то не совсем гладко, пускай порою что-то звучит не совсем литературно, пусть иногда что-то отчасти позаимствовано, но все-таки в основном, это – их творчество, и малыш в придуманном им сюжете - полновластный хозяин. Так появляются изобретательности, фантазии, выдумка и воображение. Если Вы читаете и обсуждаете с ребенком сказку, то это воспитывает его, обогащая внутренний мир, настраивает душу на верный лад, дает знания о жизни. Рисование и драматическое проигрывание сказок в виде спектакля повышают творческий потенциал и помогают малышу само выразиться. Сочинение же сказок развивают фантазию и воображение, повышает уверенность в себе, усиливает творческий потенциал. В любом виде, в самых разных проявлениях сказка творит чудеса, и дает замечательные плоды. | |
Категория: Малыши | Добавил: sazonova (13.04.2008) | Автор: Ирина Сазонова | |
Просмотров: 1199 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Подростки
[4]
Почему подросток взял в руки сигарету? Отчего у него дурная компания? Где он нахватался плохих слов? О профилактике наркомании в подростковм возрасте. Как договориться с подростком?
|
Дети
[2]
Все о детских забавах и играх. О детском творчестве и неповиновении, о причинах детской нервозности и об одаренности
|
Студенты
[2]
Какие проблемы сегодня мучают студентов? Где учиться? Как заработать? Как провести свободное время? Поиск себя в этой жизни - это важно для молодых
|
Малыши
[1]
Как развивается малыш? Арттерапия. Музыкотерапия. Игры и развлечения для самых маленьких. Учимся говорить. Заикание. Творчество в раннем возрасте.
|